Посидеть с мамой и
папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду
или что-то такое, чего очень давно хотелось.
ПРАВА ДЕТЕЙ И
НАШИ ПРАВИЛА
Первое
правило
Родители заблуждаются, когда думают, что
имеют дело с одним и тем же ребёнком в его год, три, семь, десять и
четырнадцать лет. На самом деле, это как минимум пять, а то и шесть разных
людей. В возрасте одного года, трёх, семи, десяти и четырнадцати лет психика
ребёнка совершает существенный рывок. У него появляются новые возможности, но и
возрастает тяжесть нагрузок, с которыми сталкивается его психика. Пожалуйста,
следите за тем, как взрослеет ваш ребёнок, не по одежде, которая вдруг стала
ему мала, а по тому, насколько он меняется внутри. Самое ужасное – привыкнуть к
ребёнку, составить о нём определённое представление, а затем вести себя с ним
так же, как вы делали это в три года, несмотря на прошедшее десятилетие.
Второе правило
Поймите, что ребёнку очень трудно вас
понять. Ведь слова – это только звуки. Важны не слова, а тот личный опыт,
который стоит за нашими словами. Вам кажется, что вы всё понятно объяснили
своему ребёнку про отношение к старшим, про дружбу, про ответственность, про
важность высшего образования… Но это вам понятно. Если у тебя нет опыта
предательства, ты никогда не поймёшь, что такое настоящая дружба, а если ты не
пережил увольнения и не знаешь, что такое быть безработным, ты вряд ли оценишь
важность высшего образования. Так что не грузите ребёнка умными словами, хотя
современные дети это даже любят и ещё фору нам могут дать. Ищите
взаимопонимания, подлинности отношений. Говорите со своим ребёнком на понятном
ему языке.
Третье правило
Помните, ваш ребёнок находится в
постоянном стрессе. Он врастает в окружающий его мир, примеряет его на себя,
осваивается в нём, а сам параллельно ещё и меняется, растёт. Это адский труд.
Он как Алиса Льюиса Кэрролла, которая то слишком мала, чтобы достать ключ от
дверцы, ведущей в чудесный сад, то слишком велика, чтобы пройти в эту дверцу.
Как относиться к себе, к другим людям, как справляться со страхами, что такое
ответственность, как расставлять приоритеты, концентрировать внимание? Решение
этих вопросов – адская грамота для ребёнка. Он будет мучиться, срываться,
делать глупости, совершат ошибки. А мы должны понимать и помогать, а не бегать
с ремнём наперевес. Последнее просто глупо.
Четвёртое правило.
Вы тысячу раз слышали, что к ребёнку надо
относиться как к личности. Но что это значит? Требовать с него как со
взрослого? Нет, разумеется. Ребёнок – личность только в том плане, что у него
тоже есть самоуважение, самолюбие, ему тоже бывает больно, неловко, обидно,
страшно. В этом смысле – с точки зрения уязвимости – он личность, как любой из
нас, даже больше. А вот с точки зрения умения справляться с нагрузками,
усмирять свои желания, поддерживать социальные отношения – этому он пока ещё
только учится, и эта учёба даётся ему непросто.
Пятое правило
Самое простое и самое сложное: с ребёнком
надо быть честным. Конечно, если угрожать ребёнку: «Я отдам тебя дяденьке
милиционеру!», - он вас послушается. А если обещать золотые горы, он
заинтересуется. Но потом он узнает, что вы лжец. И на этом всё кончится.
Итак,
ваш ребёнок всегда разный и находится в стрессе. Он личность, с ним надо найти
общий язык и быть честным.
А ЕЩЁ ОН… ВАШ
РЕБЁНОК. И ВЫ ЕГО ЛЮБИТЕ.
Доктор
Андрей Курпатов
Первое
руководство для родителей
«Счастье
вашего ребёнка»