Формирование учебно-исследовательской культуры младшего школьника как фактор развития его одарённости
школьника и недостаточной разработанностью педагогических средств для его решения;
и необходимостью формирования у них целостной картины мира.
2. Концептуальные основы опыта
исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.
3. Формы, методы, содержание деятельности
В процессе моей работы по данной проблеме сложилась определённая система, которая предполагает формирование у младших школьников умений и навыков учебного исследования по следующим направлениям:
Организация работы младших школьников над коллективным учебным исследованием
Начинаю такую работу уже в 1 классе с кратковременных экспресс-исследований. В этот период большое количество уроков, в соответствии с санитарными нормами, должно проходить в форме прогулки, экскурсии. А это большие возможности для организации эмпирических (построенных на наблюдениях) исследований. Например:
- Животные и растения в окрестностях нашей школы.
- Определение состояния погоды.
- Почему и как люди прокладывают тропинки?
- Безопасный маршрут до школы.
- Какие транспортные средства можно встретить чаще возле школы и почему?
- Как зимуют деревья, кустарники и травы?
- Природные явления (листопад, снегопад, гололёд)
- Признаки времён года.
- Соблюдение прохожими правил дорожного движения.
Также с 1 класса организовываю фантастические экспресс-исследования. Например:
- Неземные цивилизации.
- Транспорт XXV века.
- Если бы у каждого человека была волшебная палочка
С достижением детьми достаточно высокого уровня навыка чтения, появляется возможность проведения теоретических экспресс-исследований, которые можно реализовывать применительно ко многим предметным дисциплинам. Для этого использую методику, предложенную А.И.Савенковым «Продолжи исследование». В качестве старта учебного поиска детям даются адаптированные отрывки из научно-популярных статей и предлагается продолжить исследование ранее изученными способами. Например:
Один из самых сильных ударов по окружающей среде наносят аварии современных гигантских танкеров. Десятки квадратных километров океанских вод оказываются покрытыми нефтью, удалить которую практически не удаётся.
Эту работу я выстраиваю по следующему алгоритму:
Исследовательские умения можно разделить на группы по отношению к определённым фазам мыслительного процесса.
Всякое исследование начинается с вычленения проблемы – «преграды» или «трудности». В процессе постановки проблемы важную роль играет установка – готовность субъекта к определённой деятельности, возникающая на основе прошлого опыта. Как способ обучения выявлению проблем можно выделить:
- Метод наблюдения – новые впечатления в соотношении с имеющимся личным опытом и знаниями способствуют эмоции удивления, которая базируется на противоречии между «знанием» и «незнанием».
- Игра «Посмотрите на мир чужими глазами» (водителя грузовика, лётчика, отправляющегося в полёт, мэра города, и т.п.) – этот приём развивает умение видеть проблемы.
- Технологии проблемного обучения.
Следующая группа приёмов – приёмы, направленные на развитие умения задавать вопросы. Эти умения достаточно важны, поскольку вопрос – форма выражения проблемы.
- Методика Торренса. Детям предлагаются картинки с изображением людей, животных и предлагается задать вопрос тому, кто изображён; либо попытаться ответить на вопрос, который мог бы задать тот, кто изображён на рисунке.
- Игра «Найди загаданное слово». Дети задают друг другу вопросы, начинающиеся со слов «как», «почему», «зачем».
- Игра «Угадай, о чём спросили». Заранее готовится несколько карточек с вопросами. Ученик, не читая вопроса вслух и не показывая того, что написано на карточке, громко отвечает на этот вопрос. Другие должны сформулировать вопрос, который записан на карточке.
Затруднение, осознанное и оформленное в виде проблемы требует конструкции способов его преодоления. Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения – развёртывается ещё одна фаза мыслительного процесса в форме выдвижения гипотез. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. В ходе тренинговых занятий следует способствовать оформлению этих высказываний в виде чёткого предположения – гипотезы.
Для этого можно использовать:
- Приём составления предложений, начинающихся словами: «предположим», «допустим», «возможно», «что, если…».
- Антиципация (предугадывание).
Наиболее успешно эта работа проходит в микрогруппах учащихся (4-6 человек), которая организуется с применением социометрической методики Я.Л.Коломинского «Выбор товарища». Данная методика позволяет выделить мини-коллективы детей, связанных отношениями дружбы и привязанности. В таком коллективе, где царит обстановка доверия и уважения, дети более откровенны и раскованны. Это способствует появлению самых смелых и неожиданных предположений в виде детских гипотез.
Следующая фаза учебного исследования – поиск и изучение литературы по теме. Для формирования способностей к этому виду деятельности можно использовать такие приёмы:
- Конспектирование (сжатое изложение).
- Составление плана изучаемого текста.
- Составление глоссария (тематического словаря).
- Приёмы технологии развития критического мышления.
Для обучения выполнению собственных исследований применяю следующие приёмы:
- Анализ первоисточников (текст, карта, рисунок, график, таблица, схема, расписание, план,…).
- Самостоятельный анализ фактов, формулировка выводов.
- Проблемный вопрос, который ориентирует школьников на самостоятельный поиск.
- Проблемная беседа. Суть её в том, что школьникам предлагается вопрос, не имеющий однозначного ответа. (Например: «Человек – сын или покоритель природы?»
- Эвристическая беседа (имеет место тогда, когда педагогам предлагается система логически связанных вопросов, т.е. одна общая проблема раскладывается на более мелкие).
- Экскурсия с проблемно-исследовательским компонентом (может строиться как эвристическая или проблемная беседа).
- Учебный эксперимент.
- Лабораторная работа. Детям предлагается самим найти способ проверки выдвинутого предположения.
-
Ознакомление учащихся с «Историей научного поиска».
В исследовательском обучении развитие способности ребёнка классифицировать понятия на основе логических операций способствует интенсивному росту умений осуществления научного поиска на доступном для его возраста уровне. Большие возможности для такого обучения заложены в развивающей системе Л.В.Занкова, по которой работает вся начальная школа гимназии, а также в следующих программах дополнительного образования:
- Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. – М.: Баласс, 2008.
- Образовательный проект «Способный ребёнок» /под ред. Е.В.Араслановой, О.Г.Селивановой. – Киров, 2008.
Включение элементов учебного исследования в проектную деятельность
Педагогическое управление индивидуальной исследовательской работой младшего школьника
- Классная комната должна стать мастерской, лабораторией (необходимо помещать в пространство класса предметы-ассоциации).
- Организация групповой дискуссии.
- Контекстный пересказ ситуации.
ответственность за свой выбор). Ученик выстраивает систему взаимоотношений с людьми: учителем-консультантом, взрослыми в школе и за её пределами, сверстниками. Ребёнок оценивает «чужую» информацию, продукт своей деятельности, себя в процессе деятельности.
- Степень самостоятельности в выполнении работы
- Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли
- Количество новой информации, использованной для выполнения работы
- Практическое использование предметных ЗУН
- Уровень сложности и степень владения использованными методиками
- Оригинальность идеи, способа решения проблемы
- Осмысление проблемы и формулирование цели проекта или исследования
- Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта
- Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации
- Социальное и прикладное значение полученных результатов
- Владение рефлексией.
4. Результативность инновационного педагогического опыта предлагаю рассмотреть с количественных и качественных позиций.
Полагаю, что качественным результатом организации учебно-исследовательской деятельности учащихся является то, что в процессе работы над учебным исследованием формируются следующие компоненты их исследовательской культуры: мыследеятельностные, коммуникативные, поисковые, информационные, презентационные, способность к проведению инструментального эксперимента. Как следствие данных изменений формируются ключевые компетентности учащихся, развивается детская одарённость.
Развитие детской одарённости некоторых учеников класса уже сейчас проявляется в такой характеристике как «Надситуативная активность» – стремление к постоянному углублению в проблему, способность к «ситуативно не стимулируемой деятельности», когда решение задачи не является завершением работы. В этой способности «не гаснуть» в полученном ответе, а «возгораться» в новом вопросе кроется тайна высших форм творческой одарённости, способность «видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят другие».
Количественным результатом является тот образовательный продукт, который создаётся учащимися в процессе учебно-исследовательской деятельности. Если в 1 и во 2 классах лишь по одному ученику провели индивидуальные учебные исследования, то в 3 классе – 4 человека и в 4 классе 8 учащихся включились в эту работу.