Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 19.09.2024, 23:21

Сайт

Колодкиной

Веры Борисовны

Меню сайта
Статистика

Методическая копилка

Формирование учебно-исследовательской культуры младшего школьника как фактор развития его одарённости

1.      Обоснование актуальности инновационного педагогического опыта
         В современном школьном образовании всё более осознаётся необходимость в педагогической поддержке одарённых и способных учащихся, построении их собственной образовательной траектории. Осмысление проблемы развития одарённых и способных детей, связано, в первую очередь, с социальной ситуацией, когда общество предъявляет такие требования к личности как креативность, целеустремлённость, самостоятельность, рефлексия собственной деятельности. 
       На современном этапе развития отечественного образования перед школой и педагогом ставятся задачи формирования целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся (Концепция модернизации российского образования до 2010 г.).
        В концепции ФГОС нового поколения подчёркивается мысль о том, что учащиеся «должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса».
Решение этих задач в условиях инновационного образовательного учреждения имеет свои особенности, так как учащиеся гимназии в большинстве случаев проявляют признаки одарённости.
В Рабочей концепции одарённости (Д.Б.Богоявленская, В.Д.Шадриков, А.В.Брушлинский идр.) обращается внимание на то, что в работе с такими детьми «необходимо использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребёнку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности».
Мой инновационный опыт направлен на разрешение следующих противоречий:
- между государственным и социальным заказом на создание условий для развития одарённости
школьника и недостаточной разработанностью педагогических средств для его решения;
- между преобладанием предметных знаний и умений в процессе обучения младших школьников
и необходимостью формирования у них целостной  картины мира.
Необходимость разрешения выявленных противоречий определила тему моего инновационного опыта.

2.       Концептуальные основы опыта

 «Рабочая концепция одарённости», одним из важнейших подходов к разработке содержания учебных программ для одарённых детей выделяет ОБОГАЩЕНИЕ. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счёт установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обогащённая программа предполагает обучение детей разнообразным приёмам умственной работы, способствует формированию таких качеств как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счёт дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты.
  Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе идей исследовательского обучения предпринимались с давних времён, однако это не привело к их активному использованию в практике. Но с началом XXI века становится всё более очевидно, что умения и навыки
исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.
Исследование – один из универсальных видов мыследеятельности, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии образования. Ведущая ценность в исследовании – ценность движения к истине (объективность, терпимость к другому мнению, последовательность в действиях и т.п.). С точки зрения педагогической психологии и образовательной практики важно, что исследование тесно связано с прогнозированием, а потому может служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребёнка и, как следствие – его одарённости.
Учебно-исследовательская культура выступает как интегративное качество личности,  характеризующееся целостностью мировосприятия, умениями и навыками научного познания, ценностного отношения к его результатам и обеспечивающее её самоопределение и творческое саморазвитие.
Психолого-педагогические и методические основы исследовательского обучения были разработаны современными учёными А.В.Леонтовичем и А.И.Савенковым.

 3.      Формы, методы, содержание деятельности

В процессе моей работы по данной проблеме сложилась определённая система, которая предполагает формирование у младших школьников умений и навыков учебного исследования по следующим направлениям:

 Организация работы младших школьников над коллективным учебным исследованием

Начинаю такую работу уже в 1 классе с кратковременных экспресс-исследований. В этот период большое количество уроков, в соответствии с санитарными нормами, должно проходить в форме прогулки, экскурсии. А это большие возможности для организации эмпирических (построенных на наблюдениях) исследований. Например:

  • Животные и растения в окрестностях нашей школы.
  • Определение состояния погоды.
  • Почему и как люди прокладывают тропинки?
  • Безопасный маршрут до школы.
  • Какие транспортные средства можно встретить чаще возле школы и почему?
  • Как зимуют деревья, кустарники и травы?
  • Природные явления (листопад, снегопад, гололёд)
  • Признаки времён года.
  • Соблюдение прохожими правил дорожного движения.

Также с 1 класса организовываю фантастические экспресс-исследования. Например:

  •      Неземные цивилизации.
  •      Транспорт XXV века.
  •      Если бы у каждого человека была волшебная палочка

С достижением детьми достаточно высокого уровня навыка чтения, появляется возможность проведения теоретических экспресс-исследований, которые можно реализовывать применительно ко многим предметным дисциплинам. Для этого использую методику, предложенную А.И.Савенковым «Продолжи исследование». В качестве старта учебного поиска детям даются адаптированные отрывки из научно-популярных статей и предлагается продолжить исследование ранее изученными способами. Например:

Один из самых сильных ударов по окружающей среде наносят аварии современных гигантских танкеров. Десятки квадратных километров океанских вод оказываются покрытыми нефтью, удалить которую практически не удаётся.

Эту работу я выстраиваю по следующему алгоритму:

1)Организационный этап (выбор темы).
 Ученики принимают тему, предложенную учителем, или выбирают её сами (определяют проблему).
2)Аналитический этап.
 Ученики присваивают цель, сформулированную учителем (цель – способ решения проблемы), а также задачи, сформулированные учителем, или формулируют их с помощью учителя. Дети с помощью учителя осуществляют планирование работы, выдвигают гипотезы исследования.
3)Практический этап. Написание работы.
Учительподготавливает по данной теме источники информации или создаёт условия для поиска их детьми. Дети используют предложенные учителем источники информации. Учитель осуществляет текущий контроль качества (говорит: хорошо-плохо, правильно-неправильно, достаточно-недостаточно), наталкивает на возможные выводы, формулирует их вместе с учениками.
4)Презентационный этап.
 - Подготовка презентационных материалов с помощью учителя.
- Проведение конференции
5) Контрольный этап. В 1 классе это устное оценивание успехов детей, начиная со 2 класса – выставление учителем оценок-баллов.
 
 Развитие исследовательских умений
Исследовательские умения  можно разделить на группы по отношению к определённым фазам мыслительного процесса.

Всякое исследование начинается с вычленения проблемы – «преграды» или «трудности». В процессе постановки проблемы важную роль играет установка – готовность субъекта к определённой деятельности, возникающая на основе прошлого опыта. Как способ обучения выявлению проблем можно выделить:

  • Метод наблюдения – новые впечатления в соотношении с имеющимся личным опытом и знаниями способствуют эмоции удивления, которая базируется на противоречии между «знанием» и «незнанием».
  • Игра «Посмотрите на мир чужими глазами» (водителя грузовика, лётчика, отправляющегося в полёт, мэра города, и т.п.) – этот приём развивает умение видеть проблемы.
  • Технологии проблемного обучения.

Следующая группа приёмов – приёмы, направленные на развитие умения задавать вопросы. Эти умения достаточно важны, поскольку вопрос – форма выражения проблемы.

  •  Методика Торренса. Детям предлагаются картинки с изображением людей, животных и предлагается задать вопрос тому, кто изображён; либо попытаться ответить на вопрос, который мог бы задать тот, кто изображён на рисунке. 
  •  Игра «Найди загаданное слово». Дети задают друг другу вопросы, начинающиеся со слов «как»,  «почему», «зачем».
  •  Игра «Угадай, о чём спросили». Заранее готовится несколько карточек с вопросами. Ученик, не читая вопроса вслух и не показывая того, что написано на карточке, громко отвечает на этот вопрос. Другие должны сформулировать вопрос, который записан на карточке.

Затруднение, осознанное и оформленное в виде проблемы требует конструкции способов его преодоления. Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения – развёртывается ещё одна фаза мыслительного процесса в форме выдвижения гипотез. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. В ходе тренинговых занятий следует способствовать оформлению этих высказываний в виде чёткого предположения – гипотезы.

Для этого можно использовать:

  •  Приём составления предложений, начинающихся словами: «предположим», «допустим», «возможно», «что, если…».
  •  Антиципация (предугадывание).

Наиболее успешно эта работа проходит в микрогруппах учащихся (4-6 человек), которая организуется с применением социометрической методики Я.Л.Коломинского «Выбор товарища». Данная методика позволяет выделить мини-коллективы детей, связанных отношениями дружбы и привязанности. В таком коллективе, где царит обстановка доверия и уважения, дети более откровенны и раскованны. Это способствует появлению самых смелых и неожиданных предположений в виде детских гипотез.

Следующая фаза учебного исследования – поиск и изучение литературы по теме. Для формирования способностей к этому виду деятельности можно использовать такие приёмы:

  •  Конспектирование (сжатое изложение).
  •  Составление плана изучаемого текста.
  •  Составление глоссария (тематического словаря).
  •  Приёмы технологии развития критического мышления.

Для обучения выполнению собственных исследований применяю следующие приёмы:

  •  Анализ первоисточников (текст, карта, рисунок, график, таблица, схема, расписание,  план,…).
  •  Самостоятельный анализ фактов, формулировка выводов.
  •  Проблемный вопрос, который ориентирует школьников на самостоятельный поиск.
  •  Проблемная беседа. Суть её в том, что школьникам предлагается вопрос, не имеющий однозначного ответа. (Например: «Человек – сын или покоритель природы?»
  •  Эвристическая беседа (имеет место тогда, когда педагогам предлагается система логически  связанных вопросов, т.е. одна общая проблема раскладывается на более мелкие).
  •  Экскурсия с проблемно-исследовательским компонентом (может строиться как эвристическая или проблемная беседа).
  •  Учебный эксперимент.
  •  Лабораторная работа. Детям предлагается самим найти способ проверки выдвинутого  предположения. 
  • Ознакомление учащихся с «Историей научного поиска».

В исследовательском обучении развитие способности ребёнка классифицировать понятия на основе логических операций способствует интенсивному росту умений осуществления научного поиска на доступном для его возраста уровне. Большие возможности для такого обучения заложены в развивающей системе Л.В.Занкова, по которой работает вся начальная школа гимназии, а также в следующих программах дополнительного образования:

  •  Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. – М.: Баласс, 2008.
  •  Образовательный проект «Способный ребёнок» /под ред. Е.В.Араслановой, О.Г.Селивановой. – Киров, 2008.

 Включение элементов учебного исследования в проектную деятельность

 Это позволяет повышать уровень мотивации исследовательских действий, развивать научный стиль мышления, совершенствовать технологическую готовность к исследованию, стимулировать творческую активность личности школьника. Проектирование учит строгости и чёткости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление – двигаться к намеченной цели.
Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим учеников на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Специфической особенностью проектов в первом-втором классах является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности. Этим обусловлен выбор видов проектов – продуктивные и драматизационные, при которых есть больше возможностей для организации взаимодействия учеников друг с другом. Исследовательский поиск на данном этапе выполняет обслуживающую функцию.
 Отличительной особенностью таких уроков и мероприятий в третьем-четвёртом классах становится увеличение информационной нагрузки. Поэтому  при организации учебных исследований целевой акцент переношу на формирование умений пользоваться методами исследования (анализ первоисточников, опрос, измерения, эксперимент…); а также на формирование познавательных умений (ставить вопрос, формулировать проблему, выдвигать гипотезы, доказывать, анализировать результаты, делать выводы). Отсюда – выбор видов проектов – информационные и исследовательские. Здесь уже проектирование по отношению к исследованию  выполняет обслуживающую функцию.

 Педагогическое управление индивидуальной исследовательской работой младшего школьника

У большинства учащихся общеучебные умения и навыки формируются к 7 классу, поэтому невозможно организовать данный вид деятельности на уроке. По той же причине лишь довольно небольшая часть детей (проявляющих признаки детской одарённости) могут заниматься индивидуальной проектной деятельностью во внеурочное время.
При проектировании индивидуальной исследовательской работы меняется роль учителя (по сравнению с коллективным учебным исследованием). Педагог не передаёт знания. Он консультирует (провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделирует ситуации; мотивирует (через ситуации выбора и свободы самоопределения); фасилитирует (оказывает помощь учащимся не в передаче ЗУН, а в трансформации образовательной среды).Приёмы фасилитирования:
  1. Классная комната должна стать мастерской, лабораторией (необходимо помещать в    пространство класса предметы-ассоциации).
  2. Организация групповой дискуссии.
  3. Контекстный пересказ ситуации.
Меняется также и роль ученика. Учащийся делает выбор (принимает решение сам, принимает на себя
ответственность за свой выбор). Ученик выстраивает систему взаимоотношений с людьми: учителем-консультантом, взрослыми в школе и за её пределами, сверстниками. Ребёнок оценивает «чужую» информацию, продукт своей деятельности, себя в процессе деятельности.
Эту работу мне помогает организовывать «Тетрадь юного исследователя», где школьнику предлагаются задания, направляющие его самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность.
При проектировании индивидуального учебного исследования учителю необходимо учитывать, что чрезмерный объём работы и её специализация могут нанести  вред общему образованию и развитию ученика. Поэтому такую деятельность нужно проектировать с учётом зоны ближайшего развития ученика и на основе принципа доступности.
При оценке успешности учащегося в исследовании необходимо понимать:
Самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности).Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Можно оценивать:
  •  Степень самостоятельности в выполнении работы
  •  Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли
  •  Количество новой информации, использованной для выполнения работы
  •  Практическое использование предметных ЗУН
  •  Уровень сложности и степень владения использованными методиками
  •  Оригинальность идеи, способа решения проблемы
  •  Осмысление проблемы и формулирование цели проекта или исследования
  •  Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта
  •  Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации
  •  Социальное и прикладное значение полученных результатов
  •  Владение рефлексией.

 4. Результативность инновационного педагогического опыта предлагаю рассмотреть с количественных и качественных позиций.

Полагаю, что качественным результатом организации учебно-исследовательской деятельности учащихся является то, что в процессе работы над учебным исследованием формируются следующие компоненты их исследовательской культуры: мыследеятельностные, коммуникативные, поисковые, информационные, презентационные, способность к проведению инструментального эксперимента. Как следствие данных изменений формируются ключевые компетентности учащихся, развивается детская одарённость.

  Развитие детской одарённости некоторых учеников класса уже сейчас проявляется в такой характеристике как «Надситуативная активность» – стремление к постоянному углублению в проблему, способность к «ситуативно не стимулируемой деятельности», когда решение задачи не является завершением работы. В этой способности «не гаснуть» в полученном ответе, а «возгораться» в новом вопросе кроется тайна высших форм творческой одарённости, способность «видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят другие».

Количественным результатом является тот образовательный продукт, который создаётся учащимися в процессе учебно-исследовательской деятельности. Если в 1 и во 2 классах лишь по одному ученику провели индивидуальные учебные исследования, то в 3 классе – 4 человека и в 4 классе 8  учащихся включились в эту работу.

Скачать презентацию "Исследовательское обучение" (258Кб)

Форма входа
Поиск

Колодкина Вера Борисовна © 2024
Конструктор сайтов - uCoz