КОНСПЕКТ ЦИКЛА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ
«СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА»
* В преддверии работы над данным проектом, была проведена экскурсия по улицам города по теме «Органы чувств», в ходе которой параллельно с изучаемой темой учениками было отмечено негативное влияние человека на окружающую природу (загрязнение воздуха, бытовой мусор, вырубленные деревья). Ученики получили задание – сбор материалов о влиянии людей на природу.
Оборудование: Источники информации (поисковый материал по теме – подбирается учениками при подготовке к занятию*), фотографии объектов окружающего мира, листы формата А3, скоросшиватель, ножницы, фломастеры, инструкции для организации самостоятельной работы учащихся, листы самооценки для учащихся, иллюстрации (пшеница, старая леди, кошка, мышь), экологический плакат, учебники: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков «Мы и окружающий мир»
1. Организационный этап \ Запуск проекта. Ученики рассажены группами по 4 человека.
У: - Сегодня мы будем работать в режиме проектной деятельности. Давайте вспомним её особенности.
Д: - Предполагается работа по группам, создание обучающего продукта.
2. Целеполагание и мотивация \ Планирование работы.
У: - Определим тему занятия. Послушайте стихотворение:
Однажды англичане Почтенных старых леди,
Заметили, что летом Что больше всех на свете
Растёт пшеница лучше там, Заботятся о кошках.
Где проживает больше дам, Подумай-ка немножко…
- Как вы можете объяснить эту взаимосвязь? (По ходу размышлений на доске появляется схема).
У: - И вот загадка решена. Мышей переловил давно,
Ответ у старого кота: А мыши что едят? Зерно.
- Таких цепочек, соединяющих между собой объекты окружающего мира очень много. Существует целая наука, которая изучает эти взаимосвязи. Вы знаете, что это за наука? Определите цель нашего занятия.
Д: - Познакомиться с наукой, которая изучает взаимосвязи объектов окружающего мира.
У: - Я предлагаю выбрать девизом нашего занятия такую фразу: «Вместе к одной цели», так как вы будете работать вместе в группе, а результаты работы групп объединим в общем продукте.
3. Актуализация субъектного опыта учащихся \ Определение уровня готовности к работе.
У: - Начнём работу в группах с логической разминки. Достаньте из конвертов фотографии и распределите их на 2 группы. Д: - (Чистая природа \ Загрязнённая природа)
У: - Вы правы, человек связан с природой неразрывными нитями. Но очень часто люди причиняют природе большой вред. Давайте выясним, как называется наука, которая изучает взаимосвязи объектов природы и влияние на них деятельности людей. Я предлагаю вашему вниманию 3 слова: ФРАЗЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ, ЗООЛОГИЯ. Найдите в этих словах общее и отличия, обсудите в группах, какое слово соответствует теме нашего урока.
- Ответы учеников, запись слова ЭКОЛОГИЯ в тетради.
У: - Давайте подумаем, какой продукт можно создать, чтобы он мог рассказать о науке экологии?
- В ходе «мозгового штурма» учитель подводит детей к идее создания экологического журнала.
У: - Вспомним, по какому плану работают над любым проектом.
Д:
1) Обдумывание проекта и составление плана работы.
2) Разработка составных частей
проекта.
3)
Иллюстрирование.
4)Испытание.
У: - Каждая группа будет работать над своей страничкой по определённой теме:
1 – Что изучает наука экология.
2 – Вредные вещества в окружающей среде.
3 – Мусор в нашем городе.
4 – Берегите природу!
4. Первичное усвоение знаний \ Сбор информации.
У каждого члена группы своя роль и своё задание, которое записано на отдельном листке. Каждый выполняет работу по индивидуальному плану (задания № 1 – 3). К плану работы приложен лист самооценки, с критериями которой ученики знакомятся перед работой.
Д: выступают с представление плана текста учебника.
У: осуществляет промежуточный контроль и делает вывод об успешности выполнение задания.
5. Осознание и осмысление учебного материала \ Структурирование информации.
Продолжается работа по индивидуальным планам (задание № 4). Учитель осуществляет текущий контроль.
6. Закрепление учебного материала \ Обмен информацией.
Работа по индивидуальным планам (задание №5). Учитель делает вывод о готовности результатов работы групп к представлению и созданию общего продукта.
7. Применение знаний в новой учебной ситуации \ Оформление результатов работы. Защита проекта.
Презентация результатов работы групп.
8. Проверка и оценка результатов работы \ Экспертиза проекта.
У: - Понравился ли вам наш экологический журнал?
- Как его можно использовать?
- Что понравилось в работе?
- С какими трудностями вы встретились? Каковы их причины?
9. Подведение итогов учебного занятия \ Рефлексия.
У: - Оцените свою работу, пользуясь листом самооценки. Обсудите в группе справедливость оценки. Я ознакомлюсь с этими листами после занятия и с их учётом поставлю отметки каждому за его работу над проектом.
- Домашнее задание на выбор учащегося:
· пересказ текста учебника (с. 42 – 43) ИЛИ
· проблемное задание (с. 43 № 1) ИЛИ
· индивидуальное исследование по теме: «Как можно решить проблему мусора в нашем городе?»
ПЛАН РАБОТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ:
1. Прочитать текст учебника на с. 42 – 43.
2. Составить план текста из 4 пунктов.
3. Обсудить план в паре и записать в тетрадь.
4. Выбрать текстовый материал по теме работы группы из предложенных источников.
5. Подготовить рекламу страницы.
ПЛАН РАБОТЫ АНАЛИТИКА:
1. Прочитать текст учебника на с. 42 – 43.
2. Составить план текста из 4 пунктов.
3. Обсудить план в паре и записать в тетрадь.
4. В текстовом материале, предложенном исследователем, выделить главные мысли.
5. Обсудить выделенное с испытателем.
ПЛАН РАБОТЫ ИЛЛЮСТРАТОРА:
1. Прочитать текст учебника на с. 42 – 43.
2. Составить план текста из 4 пунктов.
3. Обсудить план в паре и записать в тетрадь.
4. Выбрать иллюстративный материал по теме работы группы из предложенных источников.
5. Оформить страничку текстовым и иллюстративным материалом.
ПЛАН РАБОТЫ ИСПЫТАТЕЛЯ:
1. Прочитать текст учебника на с. 42 – 43.
2. Составить план текста из 4 пунктов.
3. Обсудить план в паре и записать в тетрадь.
4. Обсудить с аналитиком текст выступления по теме работы группы.
5. Выступить с презентацией странички экологического журнала.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ:
1. Участие в определении темы урока, в выборе продукта, в планировании работы над проектом
2. Составление плана текста
3. Выполнение задания № 4
4. Выполнение задания № 5
5. Культура общения
Самооценка:
Оценка работы членами группы:
Согласование позиций: