"Детские годы – долгие важные годы в жизни ребёнка…
Уважайте текущий час и сегодняшний день…
Уважайте труд познания…"
Януш Корчак
В младшем школьном возрасте у каждого ребёнка формируется индивидуальный стиль учебной деятельности. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и во многом определяет интеллектуальное развитие детей. Если с первых дней учёбы сам процесс учения организуется системно и целенаправленно, то к старшим классам ученик овладеет основами учения (способами учебных действий, самоконтролем и саморегуляцией). Если же этот процесс пущен на самотёк, трудно сказать, каким сформируется стиль учебной деятельности ребёнка и будет ли он соответствовать оптимальному.
Большое значение в формировании личности младшего школьника играет формирование самостоятельности и желания участвовать в трудовой деятельности. Младший школьный возраст является переломным в формировании самостоятельности. Если ребёнок чрезмерно доверчив, послушен, это может привести к формированию таких качеств как зависимость от чужого мнения, боязнь говорить правду. Излишняя самостоятельность ребёнка может привести к отсутствию послушания и к вседозволенности. Существуют различные способы развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста. К примеру:
- Ребёнку нужно поручать конкретные дела и требовать их самостоятельного выполнения;
- Выполненное самостоятельно дело должно быть отмечено взрослым положительно;
- Давать ребёнку возможность проявить инициативу в выборе различных дел;
- Стимулировать самостоятельное качественное выполнение домашних заданий;
- Оказывать минимальную помощь ребёнку в выполнении домашних заданий.
Прежде чем предлагать ребёнку помощь, необходимо дать ему возможность решить проблему самостоятельно. Если ребёнок попытается решить проблему сам и убедится в том, что решить её не в состоянии – обращение его за помощью будет осознанным. При этом помощь взрослых становится эффективной, ибо ребёнок совершил огромную внутреннюю работу, прежде чем пришёл к пониманию необходимости сотрудничества в решении проблемы.