Интегрированный подход к обучению всё больше осознаётся как актуальная потребность современного образования, развивающегося по пути гуманизации.
Современные социокультурные проблемы выдвигают требования научить детей мыслить масштабами на планетарном и космическом уровне. Этого можно достичь, если в восприятии ребенка соединить локальные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира.
Часто на практике под интегрированным обучением понимается интегрированный урок (от лат. «полный», «целостный»), в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Обычно такой урок сочетает в себе материал разных учебных дисциплин, где привлечение сведений из других предметов является только «фоном» для основного предмета. С нашей точки зрения, при интегрированном обучении учебные предметы должны взаимодействовать, но в то же время самостоятельными и равноправными по содержанию, структуре и по количеству времени, отводимого на изучение данного объекта или явления.
Интеграция на разных ступенях обучения имеет свои особенности. Интегрированные уроки в начальных классах призваны открыть для ребенка с первых шагов обучения мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Таким образом, интегрированное обучение в начальной школе целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний. Так, чтение как предмет включает помимо литературных текстов материалы по истории, природоведению. Математика содержит геометрический, алгебраический и арифметические материалы. Природоведение включает сведения из географии, биологии, ботаники, а также физики, химии, астрономии.
Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.
С учетом возрастных особенностей младших школьников, при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Так как интеграция может осуществляться в разных формах и на разных уровнях, не надо думать, что для оценки урока как интегрированного необходимо участие обоих ( или нескольких) учителей, ведущих курс, или обязательное использование в одном уроке материала по всем интегрируемым предметам.
Считаем, что смысл интегрированного обучения именно в том, что в нем могут быть запланированы соответственные уроки по общей теме, проводимые разными учителями в разное время. Главное – чтобы уроки имели общую тему, цель, задачи.
Преподносить знания нужно не так, что вы это уже знаете, слышали, а должна быть реакция удивления – «Вот еще где это возможно, где это существует, как это может выглядеть, звучать» и. т. д.
При планировании, организации и проведении интегрированных уроков придерживаемся определенных требований:
· определение системы таких уроков на целый год в каждом классе;
· тщательное планирование каждого урока, выделение главных и сопутствующих целей;
· моделирование содержания уроков, наполнением их только тем содержанием, которое поддерживает главную цель;
· тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения;
· оптимальная нагрузка детей впечатлениями;
· привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов, специалистов.
Методика работы на таком уроке предполагает широкое использование учебной техники, проблемных задач, работы с книгой, наглядности, групповых форм обучения; необходима также связь с внеклассной работой.
При организации интегрированного обучения надо твердо следовать принципу: содержание смежных дисциплин, привлекаемых в качестве добавлений в учебном процессе по данному предмету, не должно заменять и вытеснять основное содержание изучаемой темы.
Мы считаем, что данная форма обучения является наиболее приемлемой в начальной школе, так как она обеспечивает создание среды, выявляющей целый спектр способностей ребенка, которые при традиционном обучении, как правило, не проявляются.
Важное место имеет «постановка» сценария, который связан с поэтапной разработкой последовательных моделей процесса обучения.
Первый этап – целевой. Он включает следующие категории: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.
На втором этапе разрабатывается содержание урока, в котором содержательная идея соотносится с соответствующим фрагментом изучаемого материала.
Третьим этапом в подготовке урока является построение модели, которое осуществляется путём соотнесения каждого фрагмента содержания с определенными методами обучения, дающими возможность учителю выразить деятельность обучающегося различными вариантами учебных ситуаций, учебных заданий.
Процессуальный этап завершает построенный сценарий. Он является конкретным наполнение и включает три составляющие:
· деятельность учителя
· форму организации деятельности учащихся во взаимодействии с учителем
· деятельность учащихся по выполнению учебных заданий
Значение интегрированных уроков велико. Они положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание их, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Систематическое использование интегрированных занятий создаёт возможности для широкого применения разнообразных наглядных пособий.
Поскольку интеграция – это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения. Результат интегрированного обучения проявляется в следующем:· в повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интеграции с использованием сведений интегрируемых наук;
· в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
· в эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и.т.д.;
· в росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активно и самостоятельно работать на уроке и во внеурочное время;
· во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим и воспитывающим функциям обучения. Мы считаем, что данная форма обучения является наиболее приемлемой в начальной школе, так как она обеспечивает создание среды, выявляющей и способствующей развитию целого спектра способностей ребёнка.
Подтверждение нашему выводу мы нашли в работе И.С. Якиманской. Она подчеркивает, что «…построение предметного обучения по интегрированному типу отвечает задачам личностно - ориентированного обучения, поскольку позволяет выявить основной тип отношения ученика к окружающему миру, который выступает для него целостно, многосторонне, динамично».
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объёму материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.