Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 30.11.2024, 12:40

Сайт

Колодкиной

Веры Борисовны

Меню сайта
Статистика

О детской одарённости

     Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Наряду с общим понятием «одаренность» существуют понятия:

     Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень,  качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Поэтому, сейчас чаще употребляют понятие «детская одарённость»

Детская одаренность -  наличие у ребёнка природных задатков в той или иной деятельности

    Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.  Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: "все дети являются одаренными” — "одаренные дети встречаются крайне редко”. Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высокоодаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует. В «Рабочей концепции одарённости» рассматриваются  особенности интеллектуальной и личностной сферы одарённых детей.

Особенности интеллектуальной сферы одарённых детей

1.   Чувствительность к проблемам. Критичность к себе и другим.

2.   Способность к выдвижению новых неожиданных идей.

3.   Настойчивость и целеустремлённость.

4.   Способность к прогнозированию.

5.   Изобретательность и творчество.

6.   Самостоятельность мышления.

7.    Развитое образное мышление.

8.   Обладают хорошей памятью.

9.    Большой словарный запас. 

10. Любознательность

     Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, ее порождающие. Блестящая память, феноменальная наблюдательность, способность к мгновенным вычислениям и т.п. сами по себе далеко не всегда свидетельствуют о наличии одаренности. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

  Особенности личностной сферы

Увлеченность содержанием задачи. Многие исследователи считают это качество ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулирует не чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а, в первую очередь, - интересом к содержанию.

.Перфекционизм  характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Как отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы. Выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам. 

Социальная автономность – способность и стремление противостоять мнению большинства. Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.

Лидерством называют доминированием в межличностных отношениях, в детских играх и совместных делах, что дает ребенку первый опыт принятия решений, что очень важно в любой творческой деятельности.

Не всегда, но часто является результатом интеллектуального превосходства. Ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается с другими детьми и взрослыми; проявляет инициативу в общении со сверстниками, принимает на себя ответственность.

Соревновательность – склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и, особенно, поражений – важный фактор развития личности, закалки характера. Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия.

Широта интересов. Разнообразные и при этом относительно устойчивые интересы ребенка не только свидетельство его одаренности, но и желательный результат воспитательной работы. Основой этого качества у высокоодаренных являются большие возможности и универсализм. Широта интересов – основа многообразного опыта. Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, непохожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах.

Юмор. Без способности обнаружить несуразности, видеть смешное в  самых разных ситуациях не возможно представить творческого человека.  Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и месте с тем эффективным механизмом психологической защиты.

Каждый одарённый ребёнок представляет собой неповторимые сочетания этих качеств. Учителями кафедры начальных классов были проведены диагностики: «Интеллектуальный портрет» и «Диагностика общей одарённости». Но результаты данных диагностик имеют субъективный характер, т.к. основываются на основе наблюдений за детьми учителями и их родителями. Наряду с этими диагностиками существуют: Тест Торренса (выявление креативности);  Кубики Коса; Задачи Гилорорда.

В «Рабочей концепции одарённости»  также рассматриваются типы и критерии детской одаренности.

Типы одаренности

1. Интеллектуальный - Эти дети хорошо учатся, легко запоминают материал. Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или, как их еще принято называть, «вундеркиндов». Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим школьникам с легкостью усваивать изучаемое, однако их различное отношение к школьным дисциплинам приводит к тому,  что по одним предметам они успевают блестяще, а по другим — нет. В связи с этим выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности:  общая и локальная.  Об общеумственной одаренности можно говорить тогда, когда школьник с легкостью успевает по всем предметам. Локальная интеллектуальная одаренность свойственная детям, добивающимся больших успехов в отдельной специализации (гуманитарной или математической, например). 

2. Академический тип одаренности. Школьники этого типа одарённости проявляют высокие способности именно к обучению. Учиться им легко и приятно, поскольку такова специфика их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).  От первого типа одаренности эти дети отличаются тем, что интеллектуалы мыслят более независимо и свободно, тогда как академически одаренные школьники проявляют свои способности именно в школьной (позже студенческой) системе.

3. Художественный тип. Определяется  тогда, когда ученик проявляет высокие способности к творчеству, будь то музыка, поэзия, живопись, актерское мастерство. . Однако немаловажным будет учитывать здесь интересы самого ребенка. Иногда, имея абсолютный музыкальный слух – человек остается равнодушным к занятиям музыкой.

4.  Креативный тип.  Самый проблемный тип одаренности. Ребенок – наделенный необычным взглядом на мир Частенько у таких учеников наблюдаются большие проблемы с учебой, поскольку школьная программа не позволяет им проявить себя. Нестандартность мышления – дар, который необходимо сберечь. В каждом из этих «трудных» детей дремлет гениальный креатор, копирайтер, модельер, изобретатель, ученый.  Именно такому ребенку под силу выполнить задания, требующие максимальной независимости: разработать проект, осуществить самостоятельное исследование.

5. Лидерская одаренность. Ею отмечены дети с высокими организаторскими способностями. Этот тип одаренности мало связан со школьной учебой и потому не вызывает интереса у учителей. Более того, школьники, наделенные этим даром, как правило, имеют низкую мотивацию к учебе.

6. Спортивная одаренность. О ней говорят тогда, когда ребенок проявляет высокие способности в одном из видов спорта. Данный тип одаренности по рекомендациям воспитания совпадает с одаренностью художественной. Здесь так же необходимо прислушиваться к мнению самого ребенка. 

 Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

1.  Вид деятельности

  К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая.  В   практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность  хореографическую, сценическую, изобразительную, музыкальную, спортивную или лидерскую. В познавательной деятельности : интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

  2. Степень сформированности

   По критерию "степень сформированности одаренности” можно дифференцировать:

·    актуальную одаренность;

·    потенциальную одаренность (замеченная)

            Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка,  которая проявляется в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности. Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети.         

   Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.) Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

3. Форма проявлений

  По критерию "форма проявления” можно говорить о

·  явной одаренности:

·  скрытой одаренности.

  Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы "сама по себе”), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

  Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу "неперспективных” и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в "гадком утенке” никто не видит будущего "прекрасного лебедя”, хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие "неперспективные дети” добивались высочайших результатов.

4. Широта проявлений в различных видах деятельности.

 По критерию "широта проявлений в различных видах деятельности” можно выделить

·  общую одаренность;

·  специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Важнейшие аспекты общей одаренности - умственная активность и ее саморегуляция.  Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания проис-ходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

  Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

Применяют четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.

1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным. Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащенному и в той или иной мере углубленному учебному содержанию. Позитивным примером такого обучения в нашей стране могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными вилами одаренности.

2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. В нашей стране широко распространены школы с углубленным изучением математики, физики и иностранных языков, где обучение ведется по углубленным программам соответствующих предметов.

3. Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обогащение обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты.

4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.

 При работе с одарёнными детьми учитель использует различные методы и формы:                                       

1.  Формирование высокого уровня мотивации учения.

2. Применение методов творческого характера (проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные)

3.    Использование передовых педагогических технологий.

4.    Организация разных форм обучения (дифференциация и индивидуализация обучения).

5.    Предоставление выбора (факультативы, спецкурсы, кружки,  секции).

Наряду с общеизвестными методами и формами работы учитель использует новые методы и формы, которых требуют стандарты второго поколения. Метапредметный подход.

6.    Формирование учебно- исследовательской культуры:

·  единство знаний целостной картины мира;

·  научный стиль мышления;

·  самоопределение и творческое саморазвитие личности;

·  технологическая готовность к исследованию;

Форма входа
Поиск

Колодкина Вера Борисовна © 2024
Конструктор сайтов - uCoz